Как юридическим лицам работать с самозанятыми по договору
Для сотрудничества с ООО или ИП компания заключает договор оказания услуг, при работе с физлицами – трудовой или договор ГПХ. Как быть, когда речь идет о самозанятых? Какой договор надо заключать юрлицу, которое пользуется их услугами? Разберемся, как юридическим лицам работать с самозанятыми, чтобы соблюдать закон и не платить штрафы.
Бизнес и самозанятые граждане
Чтобы сотрудничество с самозанятыми было законным, надо соблюдать несколько важных принципов взаимодействия.
1. Проверьте налоговый статус самозанятого по ИНН.
При работе с физлицом, не являющимся самозанятым, компания сама платит за него налоги и взносы. Прежде чем работать с исполнителем, проверьте его статус. Вам надо убедиться, что человек зарегистрирован самозанятым. Тогда он сам будет платить налоги. Если вы заплатите за работу ложному самозанятому, ФНС обнаружит, что налоги не были уплачены. В этом случае штраф грозит юрлицу. Придется заплатить не только налоги, но и 20% от стоимости услуг.
Проверить статус можно на сайте ФНС. Просто введите ИНН и убедитесь, что человек зарегистрирован как самозанятый и платит НПД. Если самозанятый превысит доходный лимит, он лишится статуса. При долгосрочном сотрудничестве с исполнителем такие проверки надо проводить регулярно.
2. Заключите договор с самозанятым.
Работа с самозанятыми регулируется ГК РФ. По разъяснению ФНС, работать с плательщиками НПД можно и без договора, но лишь в том случае, если сделка заключается немедленно. К примеру, компания купила изделия ручной работы у самозанятого и сразу заплатила за них.
В остальных случаях требуется заключить договор. Этот документ схож с договором оказания услуг, оформляемым с ИП. Отличие только в реквизитах. Для физлица указывается ФИО, ИНН и прописка. В договоре прописывается статус исполнителя, т.е. обязательно надо указать, что он платит НПД. Форма стандартная: условия работы, гарантии, ответственность и порядок расчетов.
3. Оплатите товар, работу.
Оплата услуг самозанятого производится с р/с юрлица на карту. Для учета платежа в расходах необходимо делать перевод по реквизитам карты. Зачастую такой перевод занимает несколько дней. Здесь все зависит от банка.
4. Получите чек от самозанятого.
После оплаты самозанятый должен передать вам чек. Этот документ подтверждает перевод средств и на его основании бухгалтерия компании учитывает расходы. Можно также составить Акт выполненных работ, но он не является обязательным. При работе с самозанятым достаточно чека.
Подведем итоги
Для того чтобы сотрудничать с самозанятыми на законных основаниях, надо выполнить несколько условий:
- Проверить налоговый статус.
- Заключить договор.
- Произвести оплату.
- Получить чек.
Такой порядок обеспечивает правильную работу с самозанятыми и позволяет избежать проблем с законом.
Ищите исполнителей в аккредитованном сервисе для работы с самозанятыми.