Статус самозанятых. Налоги для самозанятого

Давайте вспомним о том, какие формы можно использовать для ведения бизнеса в России. Статус самозанятого, статус индивидуального предпринимателя и общество с ограниченной ответственностью. Вся разница в этих трёх формах ведения бизнеса заключается (если говорить глобально и не погружаться в детали) в размере налогов, которые вы должны будете заплатить, и в сложности ведения, скажем так, этой деятельности, например, сдача отчётности, уплаты взносов в фонды и т.д.

Если вы хотите начать свою предпринимательскую деятельность, то всегда можете начать с самого простого и лёгкого способа — это статус самозанятого. Кстати, статус самозанятого не мешает вам позже открыть статус индивидуального предпринимателя или параллельно открыть ещё и общество с ограниченной ответственностью. Но начать лучше всего с того, что вам будет больше всего понятно, что будет иметь меньшую налоговую нагрузку на вас, потому что на старте бизнеса желательно экономить больше нежели тратить, в том числе на налоги. Поэтому об этом статусе мы с вами и поговорим.

Сегодня статус самозанятого можно оформить за 5 минут, не выходя из дома. Для этого есть четыре способа. Во-первых, это приложение для смартфонов «Мой налог». Во-вторых, это Госуслуги. В-третьих, это сайт налоговой инспекции. И, в-четвёртых, это приложение вашего банка, потому что возможность оформления поддерживают практически все ведущие банки в России. И обязательно дочитайте статью до конца, потому что в конце вы узнаете почему лучше всего для регистрации использовать именно приложение «Мой налог».

Первое, что вам необходимо будет указать при регистрации статуса — это регион регистрации. И в данном случае у вас есть несколько разных вариантов, при этом налоговой по сути без разницы какой из вариантов региона вы выберете. Вы можете выбрать регион, где фактически проживаете. Вы можете выбрать регион, где прописаны. Вы можете выбрать регион, в котором имеется имущество, допустим, если вы сдаёте его в аренду. Вы можете выбрать регион, где находятся ваши клиенты. Вы можете выбрать регион, где у вас будет офис.

Основная суть заключается в том, что деньги с налогов с вас как с самозанятого будут поступать в инспекцию того региона, где вы зарегистрируетесь. При этом, если вы переживаете, что вам всё-таки когда-то вдруг придётся явиться в ту налоговую, где вы зарегистрировались, то никто не мешает вам зарегистрироваться в налоговой по месту вашего фактического жительства, чтобы дойти до неё за 5 минут.

Когда выбрали регион, любое приложение предложит вам выбрать вид деятельности, которой вы планируете заниматься. При выборе деятельности вы можете указать любую деятельность или выбрать её из выпадающих списков приложения для регистрации. При этом нужно помнить, что вы как самозанятый можете заниматься всем, что не запрещено. А запрещено вам заниматься добычей полезных ископаемых, продавать подакцизную продукцию (алкоголь, табак и т.д.) и другими видами деятельности, которыми, в принципе, вы как начинающий предприниматель навряд ли будете заниматься.

Что для вас важно? Это помнить, что самозанятый может работать только сам. Он не может нанимать сотрудников, которые будут работать за него. Он не может работать в интересах третьего лица, допустим, доставлять товары в пользу третьего лица. Он не может представлять интересы третьего лица, например, как агент или поверенный. И он не может перепродавать чужие товары. Всё остальное вы можете делать как самозанятый. По сути ваша активная деятельность по регистрации на этом этапе завершается.

Далее вы проверяете свои паспортные данные и ИНН, которые обычный банк, приложение «Мой налог» и сайт налоговой вам показывает, нажимаете кнопочку и отправляете всю эту информацию на проверку. 5 минут и ваш статус самозанятого зарегистрирован. Для этого не нужны никакие отдельные свидетельства или какие-то дополнительные документы.

Кстати, самозанятыми не могут быть адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие и оценщики. Ну ещё и люди, у которых есть наёмные сотрудники. При этом нужно помнить, что адвокаты, нотариусы, оценщики и арбитражные управляющие не могут быть самозанятыми по основному направлению своей деятельности.

Оформить статус самозанятого

В России статус самозанятого могут оформить граждане России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии и Армении. При этом иностранным гражданам тех стран, которые мы назвали, для оформления статуса самозанятого необходимо будет оформить ИНН в России. Без наличия ИНН у них просто не будет возможности зарегистрироваться, потому что любое из приложений, которые мы вам обозначили, не увидит их как налогоплательщиков, потому что отслеживают его именно по ИНН.

Нужно помнить, что у статуса самозанятого есть очень чёткий лимит по доходу. Он составляет 2 млн 400 тыс. И если вы перешли в течение года за этот лимит, то вам необходимо оформить статус индивидуального предпринимателя, у которого лимиты значительно выше.

В чём суть статуса самозанятого? Государство ввело этот статус для того, чтобы люди, которые никогда не занимались бизнесом, начали хотя бы что-то делать и начали легализовываться. Если вы пишете картины, чтобы вы не продавали их на ярмарке мастеров, получая переводы с карточки на карточку, и опасаясь, что где-то вас поймают, то вам проще платить этот маленький (по сути копеечный налог) и спокойно легально осуществлять бизнес.

При этом у вас вся эта деятельность идёт в плюс. Что это значит? Допустим, если вы хотите потом получать кредиты или ипотеку, то вся деятельность в качестве самозанятого учитывается. Вы официально предприниматель. Если ваши заработки превышают лимит, то вы можете оформить статус индивидуального предпринимателя. Там есть, допустим, налог не 4% как у самозанятых, а 6%, который не особо выше. Но вы тогда не ограничены лимитом в 2 млн 400 тыс. А налог ваш несущественно будет повышен, в отличие от тех рисков, которые вы несёте на себе, уклоняясь от уплаты налогов, тем более обладая статусом самозанятого.

И, кстати, на практике очень часто сталкиваемся с тем, что многие люди, которые только начинают осуществление предпринимательской деятельности, стараются усложнить этот процесс. Выбирают форму общества с ограниченной ответственностью, сразу нанимают бухгалтера, в общем просчитывают какие-то сложные юридические многоходовки. В итоге они так и не начинают бизнес, «помирая», скажем так в бумажной рутине. Да, бесспорно, для того чтобы начать предпринимательскую деятельность, нужно соблюсти минимальные требования закона, но процесс не стоит "тормозить".

Кстати, нужно не забывать, что имея статус самозанятого, в реальности вы пользуетесь теми же самыми карточками и банковскими счетами, вам также оплачивают деньги по СБП на вашу карту и проблем в этом нет. Если вы оформили статус индивидуального предпринимателя, то вы уже открываете специальный бизнес-счёт для ведения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. И даже там у вас есть карточка, которой вы можете пользоваться.

Логика статуса самозанятого заключается лишь в том, чтобы люди, которые занимаются ремесленничеством или каким-то небольшим своим бизнесом, начали хотя бы в небольшом размере (4-6%) платить налог. Вот и всё!

А теперь, как и обещали, расскажем о том, почему лучше всё-таки регистрироваться через приложение "Мой налог".

Только приложение "Мой налог" позволяет вам как самозанятому оформлять чеки на проданные товары или оказанные услуги. А чеки вы как самозанятые обязаны выдавать своим покупателям. Нужно понимать, что по оформленным чекам налоговая как раз и считает ваш налог, который необходимо уплатить, получая доход в статусе самозанятого. Если вы не будете выбивать чеки, вы по сути скрываете часть дохода от налоговой. И есть риск, что ваш потребитель (покупатель) пожалуется на то, что вы не предоставили чек и в результате вам доначислят налог.

Обладая статусом самозанятого, вы можете работать как с физическими, так и с юридическими лицами. А если вдруг вам этот статус больше не требуется, вы также по клику одной кнопочки можете в приложении этот статус прекратить.

Найти работу легко через online-сервис поиска заявок для самозанятых.